Блог студии Hattomonkey

Зачем нужен бриф на разработку дизайна


Огромный конференц-зал, модно одетые профессионалы, презентация на большом экране — так в голливудских фильмах работают дизайнеры с клиентами. В реальности же вместо ароматного кофе суют листок с надписью «бриф» и требуют подробно его заполнить.

Битва между дизайнером и клиентом за бриф идёт не первое десятилетие, меняются лишь действующие лица. Дизайнер настаивает на заполнении брифа и аргументирует, клиент наотрез отказывается и парирует. А истина, как известно, где-то там.

Начну с простого для себя: зачем бриф дизайнеру. Если отбросить предрассудки о творческой работе, то дизайн решает конкретные задачи бизнеса. И раз уж речь зашла о задаче, то дизайнеру хотелось бы получить условия. Кому вы отправляете своё визуальное послание, мальчикам или бабушкам? Подчёркиваем премиальность или доступность? Продавать будете в супермаркете или через представителей? Клиент возражает: я же продаю стабилизаторы LM7812 на 12 вольт, всё же очевидно. Вам — да, дизайнеру — нет.

Заказчик глубоко погружается в бизнес: развивает продукт, исследует рынок, общается с коллегами. Ему кажется, что все интересуются и говорят исключительно о стабилизаторах, т. е. попадает в ловушку когнитивного искажения. Оно и мешает правильно оценить фактический уровень осведомлённости других людей о его продукте. Зачастую таких знаний вовсе нет. Поэтому, чтобы передать дизайнеру информацию о проекте, нужно кратко (бриф в переводе и есть «кратко») написать ответы на интересующие вопросы.


Только после получения брифа дизайнер понимает, с какой задачей он имеет дело. Нередки ситуации, когда дизайнер отказываться от проекта, т. к. понимает, что не решит задачу и нужен другой специалист.

Бриф или техническое задание — документ, в котором кратко описывается проект. Если сказать ещё проще, то это, то самое «дано» в задачах по математике за третий класс. Это лишь начальная точка проекта, на его основе проводят обзор рынка и уточняют задачу, а только потом работают над визуалом.

Почему же клиенты отказываются написать пару страниц задания, если это так просто? Причин несколько, основная — непонимание его ценности для исполнителя. Некоторые смотрят на бриф не как на форму постановки задачи, а как на нелепую прихоть дизайнера и не хотят тратить время впустую. В итоге получаем не продуманную задачу, а отписку. Понимание, что какой бриф, такой и креатив, придёт на презентации проекта.

Вторая популярная причина отсутствия брифа — клиент не хочет сдерживать творчество дизайнера своим видением задачи. На самом деле отсутствие ограничений лишь увеличивает количество неподходящих вариантов. Классных идей, которые могут лечь в основу визуала очень много. Нужно выбрать несколько лучших для дальнейшей проработки. Но если из брифа неясны критерии оценки идеи, то время проекта будет сливаться на заранее провальные варианты, вместо работы над подходящими. То есть мы не предоставляем свободу творчества, а растягиваем длительность проекта и раздуваем его стоимость.

Иногда клиенты проецируют свой негативный опыт работы с дизайнером на других исполнителей. Например, на тщательно прописанное задание, предложили абсолютно неподходящие варианты. Чтобы дойти до нормального результата, пришлось потратить время на кучу правок. Конечно, от подобных ситуаций никто не застрахован. Можно только посоветовать тщательнее выбирать исполнителя.

Проблемы с брифом часто возникают у предпринимателей, которые делали и продолжают делать все сами: логотип нарисовал сам, сайт собрал сам, рекламу настроил тоже сам. Человек ещё не научился получать нужный результат, используя труд других людей. Навыки делегирования нарабатываются быстро, главное — начать.


Бывает, клиент попросту не знает, что писать в брифе. У него нет необходимых данных о конкурентах, покупателях, ценах, не продумана стратегия и бизнес-модель. Если подобной информации нет, то самое время её собрать. Она пригодится как для разработки дизайна, так и для множества других задач.

Возникает закономерный вопрос: можно ли сделать хороший дизайн без брифа. Конечно, да, но так как работа пойдёт вслепую, нужно быть готовым к увеличению сроков и бюджета. Любые правки — это время, которое крадётся у проекта. Если вы планировали запуститься через месяц, а получилось через три, то у вас уже есть два месяца простоя. Работать над вашим проектом два лишних месяца без оплаты тоже никто не будет. Это мы рассмотрели простую схему затягивания проекта без конфликтов и смены исполнителей.

Как же быть человеку, который пока приценивается и хочет грубо оценить бюджет проекта? Без заполненного брифа никто не будет писать коммерческое предложение, но сориентируют по стоимости проекта. Мы, например, высылаем базовое предложение. Если подход к работе, сроки и стоимость клиента устраивают, заполняем бриф, а затем финализируем предложение. И нам, и клиентам подобный подход удобен, т. к. никто не делает лишнюю работу без заинтересованности в сотрудничестве. Если рассматриваются предложения разных студий, то важно сравнить не только цены, но и объём работы.